Задача автоматизации
Модернизация уникального испытательного моторного стенда ИМ-1, предназначенного для оценки эксплуатационных (моющих, противоизносных и антикоррозийных) свойств моторных масел. Выполнена по заказу Министерства обороны РФ.
Необходимость автоматизации
ФАУ «25-й ГосНИИ химмотологии Министерства обороны РФ» является головным научным учреждением в вооруженных силах РФ, где проводятся исследования в области химмотологии и координируются работы по созданию, допуску к производству и применению в технике топлива, смазочных материалов, специальных жидкостей и технических нефтепродуктов.
На проведение работ по модернизации испытательного стенда ИМ-1, предназначенного для оценки эксплуатационных (моющих, противоизносных и антикоррозийных) свойств моторных масел по ГОСТ 20303 и их классификации по ГОСТ 17479.1 тендер выиграла компания «ДриМер».
Специалистам компании предстояло выполнить следующие работы:
- разработать систему дистанционного управления оборудованием;
- смонтировать новые инженерные системы нагрева-охлаждения двигателя с автоматическим управлением;
- установить новую воздушную систему на базе винтового компрессора с автоматическим управлением;
- разработать и смонтировать новую систему автоматического регулирования работы двигателя (частоты вращения и нагрузки);
- разработать и смонтировать систему аварийной остановки двигателя.
Реализация проекта
Реализация проекта проходила в несколько этапов. На начальном этапе были выполнены подготовительные работы по демонтажу и замене кабелей и оборудования. Затем был произведен капитальный ремонт двигателя (1Ч8,5/11). Для управления топливным насосом высокого давления был установлен сервопривод. Затем инженерами была выполнена наиболее ответственная часть проекта:
- разработана и смонтирована новая система питания двигателя;
- разработано и смонтировано весовое устройство для измерения крутящего момента на основе тензометрического датчика с модулем ввода сигналов ОВЕН МВ110-224.1ТД и вторичного прибора DTA9696V1;
- разработана новая система для управления динамометрическим тормозом и мотор-генератором на базе тиристорных преобразователей для управления скоростью и моментом вращения на базе DVP-SV с цепями защиты и управления;
- установлен новый шкаф управления моторным стендом.
Средства автоматизации
В системе автоматизации в основном используются устройства ОВЕН и штатные управляющие компоненты Дельта.
Основной функционал обеспечивает программируемый контроллер ОВЕН ПЛК100:
- опрашивает универсальные ПИД- регуляторы по интерфейсу RS-485 (протокол Modbus);
- выполняет роль шлюза (опрашивает DVP-SV, через COM-порт по интерфейсу Ethernet передает данные в сеть);
- служит модулем расширения дискретных входов/выходов (релейный выход);
- управляет насосом закачки топлива в бак;
- управляет производительностью водяного насоса в системе охлаждения с использованием частотного преобразователя (RS-485) по протоколу Modbus;
- управляет ТЭНами нагрева масла и входящего воздуха при помощи блока управления ОВЕН БУСТ2 с использованием модуля МУ110-6У.
Мониторинг состояния электрической сети осуществляется с помощью универсальных мультиметров: одного трехфазного ОВЕН МЭ110-220.3М и двух однофазных МЭ110-224.1М. Эти модули позволяют не только следить за состоянием электрической сети, но и обеспечивают безопасное отключение оборудования в случае перегрузки или пропадания одной из фаз. Кроме этого, с их помощью оценивается расход электроэнергии при проведении научно-исследовательских работ.
В силовом шкафу управления установлен программируемый контроллер DVP-SV, который управляет динамометрическим тормозом и мощностью двигателя с помощью блока управления ASD-B2-0421-B и сервопривода ECMA-C20604ES, который регулирует производительность топливного насоса высокого давления.
Пульт управления стендом
АСУ стендом разработана на базе программного обеспечения Simp-Light с поддержкой Modbus, которое обеспечивает измерение, визуализацию, индикацию и архивирование всех технологических параметров. Новый компьютеризированный пульт состоит из встроенного промышленного компьютера, ручных органов управления, тахометра и девяти регуляторов, на которых отображаются температура, давление и обороты двигателя. Сбор данных с контрольно- измерительных приборов и ПЛК осуществляется по протоколу Modbus. Программное обеспечение Simp-Light позволяет представлять автоматически сформированные протоколы испытаний в графическом виде или в открытом формате (.odf) согласно ГОСТ Р ИСО/МЭК 26300-2010.
Модернизации также подверглись:
- Система наддува двигателя
- Топливная система
- Система охлаждения
- Нагрузочное устройство
- Система аварийной остановки
Результат автоматизации
Автоматизированная система позволяет управлять:
- динамометрическим тормозом;
- мощностью двигателя;
- температурным режимом двигателя;
- производительностью компрессора;
- блоком замера топлива.
На компьютере ведется запись всех необходимых параметров работы установки.
В нештатной ситуации обеспечивается аварийное отключение стенда.
Новый стенд универсален, ремонтопригоден и имеет возможности расширения и переоснащения.
Полное описание проекта можно прочитать в журнале «АиП» №1 2014 г. http://www.owen.ru/47969345